s_yaroslav

Category:

Cоветская цензура в кино. Благодаря или вопреки?

Многие, вероятно, задавались вопросом: а почему, собстно, именно при этой самой "вредной", "страшной"... ("глупой") цензуре были сняты самые лучшие фильмы тех самых режиссёров, которые так неистово на неё ополчились потом... И почему, опять же, этот дар в 90-е как-то очень уж быстро стал куда-то испаряться? Что вдруг произошло? Ответ, вроде, очевиден) Сов. цензура - являла собой очень тонкий инструмент, в котором продюсирование могло быть лишь частью чего-то очень большого... инструмент, с помощью которого "гос-во" достигало необходимого (?) результата... Кем и чем были режиссёры в этой системе, пусть они для себя решают сами) Казалось бы... нити обрезаны, оковы пали... твори - не хочу)) Ну и? Так не хотели или не могли?) Это ж только "хитрые-прехитрые" деятели культуры невероятным образом "дурили" советские инстанции... вокруг пальца обводили... (особливо - в своих постсоветских или перестроечных интервью). Достаточно вспомнить Э. Рязанова: "Мы, в советское время, приспосабливались, обманывали, хитрили, у нас были всякие свои приспособления. Хотя это было очень противно, потому что фильмы нам уродовали, сценарии заставляли переделывать, что-то вырезать..." http://news.bbc.co.uk/hi/russian/talking_point/newsid_7056000/7056780.stm

Ну конечно... А как же иначе? Оне ж там все, как дети малые... в ентих инстанциях... наи-и-и-и-вныя. Дури - не хочу)) Интересно, а сам Эльдар Александрович в это верит?)) Но вопрос правильный - "почему"? Вот только: "пропускали" или всё же пропускали?) Ответ может оказаться довольно простым и банальным... а может... не таким уж простым)

"Ай-яй-яй... советская цензура... всё запрещали... всё контролировали..." Эти страшилки до сих пор пользуются популярностью в либеральных тусовках, творческой среде... В том же интервью Рязанов утверждает: "У нас раньше запрещали буржуазное кино, западное... Люди очень соскучились, и когда произошла перестройка, на наши экраны рванул американский кинематограф." А между тем, "жестокая" реальность была иной. Вот списочек американских фильмов, выходивших на экраны нашей страны только в 70-е годы:

Инцидент 1967 реж. Лари Пирс

Квартира 1960 реж. Билли Уайлдер

Поезд 1964 реж. Джон Франкенхаймер

300 спартанцев 1961 реж. Рудольф Матэ

Укрощение строптивой 1966 реж. Франко Дзеффирелли

Чемпион 1949 реж. Марк Робсон

День, когда всплыла рыба 1967 реж. Михалис Какоянис

Если не виновен реж. Чарлз Мартин

Звуки музыки 1965 реж. Роберт Уайз

Освобождение Л.Б.Джонса 1970 реж. Уильям Уайлер

Погоня 1965 реж. Артур Пенн

Смешная девчонка 1968 реж. Уильям Уайлер

Эль Греко 1964 Лучано Сальче

Благослови детей и зверей 1971 реж. Стэнли Креймер

Загнанный лошадей пристреливают, не правда ли? 1969 реж. Сидни Поллак

Круг чистой воды 1969 реж. Джек Кауфер

Мужчины в ее жизни 1941 реж. Грегори Ратов

Рабы 1969 реж. Герберт Биберман

Генералы песчаных карьеров 1971 реж. Холл Барлетт

Золото Маккены 1968 реж. Джон Ли Томпосон

Как украсть миллион 1966 реж. Уильям Уайлер

Моя дорогая Клементина 1946 реж. Джон Форд

Новые центурионы 1972 реж. Ричард Флейшнер

Оклахома, как она есть 1973 реж.Стэнли Креймер

Гарри и Тонто 1974 реж. Пол Мазурски

День дельфина 1973 реж.Майк Николс

Когда умирают легенды 1974 реж. Мартин Ритт

О, счастливчик! 1973 реж. Линдсей Андерсен

Привести в исполнение 1974 реж. Дэвид Миллер

Алиса здесь больше не живет 1974 реж. Мартин Скоцезе

Бегущий человек 1963 реж. Кэрол Рид

Бенджи 1974 реж. Джо Кемп

Большие гонки 1965 реж. Блейк Эдвардс

Вокруг света за 80 дней 1956 реж. Майкл Андерсен

Жажда жизни 1956 реж. Винсент Миннелли

Живущие свободными 1972 реж. Джек Кауффер

Золотая лихорадка 1925 реж. Чарльз Чаплин

Изюминка на солнце 1961 реж. Дэниэл Петри

Огни рампы 1952 реж. Чарльз Чаплин

Синяя птица 1926 реж. Джордж Кьюкор

Солти 1976 реж. Рико Браунинг

Увлеченная сценой 1958 реж. Сидни Люмет

Цирк 1927 реж. Чарльз Чаплин

Золотое путешествие Синбада 1973 реж. Гордон Хеслер

Лихорадка на белой полосе 1975 реж. Джонатан Каплан

Реквием по тяжеловесу 1961 реж. Ральф Нельсон

Седьмое путешествие Синбада 1958 реж. Натан Джуран

Возвращение Робин Гуда 1976 реж. Ричард Лестер

Каскадеры 1977 реж. Марк лестер

Клеопатра 1964 реж. Джозэф Манкиевич

Неоконченная песня 1960 реж. Чарлз Видор

Побег 1975 реж Том Грайс

Подставное лицо 1976 Мартин Ритт

Приключение Чарльза Дарвина 1972 реж.Джек Кауффер

Принцип домино 1976 реж. Стэнли Креймер

Великий ум 1978 реж. Сидни Левин

Вестсайдская история 1961 реж. Роберт Джером Робинс

Викинги 1958 реж. Ричард Флейшер

Гарри и Уолтер едут в Нью-Йорк 1976 реж. Марк Райдел

Забавные Приключения Дика и Джейн 1977 реж. Тед Котчеф

Не крадите моего ребенка 1976 реж. Роберт Дей

Цветок кактуса 1969 реж. Джин Сакс

Бездна 1977 реж. Питер Йетс

В 3-10 на Юму 1957 реж. Делмер Дейвс

Вне закона 1978 реж. Роберт Янг

Китайский синдром 1979 реж Джеймс Бриджес

Козерог-один 1978 реж. Питер Хайамс

Мексиканец в Голливуде 1960 реж. Джордж Сидни

Наваждение 1975 реж. Брайан Де Пальма

Смерть среди айсбергов 1977 реж. Майкл Андерсен

Три дня «Кондора» 1975 реж. Сидни Поллак

Тридцать три несчастья 1962 реж. Ричард Квайн

Чудеса еще случаются 1975 реж.Джузепе Скотезе

Бегемот Гуго 1974 реж. Йожеф Генеш, Билл Файгенбаум

Повторю: это только американские фильмы, которые крутили в нашем прокате в 70-е годы (!!!) В 80-е список американских фильмов увеличился в разы ("благодаря" перестройке)... Т.е. добавили "добрую" порцию фильмов группы "b" и "c". А сколько крутилось в это же время всяких французских, итальянских... Как это можно назвать "запретом"? Вот сказал бы Эльдар Александрович нам, непосвященным, какое кол-во советских фильмов в это же время тлетворно разлагали американского зрителя... Уж там, в светочи свободы и демократии, никаких запретов быть не могло... Так вот: ничего подобного в Америке по отношению к нашему кино и близко не было. Настоящий железный занавес! Никакой "вражеской" пропаганды не допускали и пресекали на самом высоком уровне. У нас же - пожалуйста, смотрите... В тоталитарном СССР их фильмы - частые гости на наших экранах, а в свободной Америке наши фильмы - терра инкогнита. Вот такая свобода)

Нам ведь, реально... отбирали для проката лучшие американские фильмы... ну... может за небольшим исключением. Могу по годам прокатные фильмы выложить... начиная с 30-х) Сами в этом убедитесь) А какое кол-во фильмов советских шло в американском прокате? Может американцы просто не рисковали показывать наши фильмы, дабы не потерять в кассовых сборах и не разориться, считая наше кино неконкурентноспособным и неинтересным для своего зрителя? Может быть и такое, конечно. Однако позволю себе усомниться. Иначе чем объяснить тот факт, что американцы не единожды тырили наши фильмы, выдавая их за свои. Да-да... такие факты имеют место быть. Наш фильм "Планета Бурь" (1961) шел в их прокате под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). В титрах советские актёры были указаны под вымышленными англоязычными именами (Георгий Жжёнов как «Курт Боден», Геннадий Вернов как «Роберт Чантал» и т.д.). Та же участь ранее постигла и наш фильм "Небо зовёт" (1959), в общую канву которого американцы добавили каких-то недоделаных монстров и выпустили в прокат в 1962 году под названием "Битва за пределами Солнца" (Battle Beyond the Sun). Тот западный зритель, которого лишили возможности (буквально) в своё время смотреть наше кино - только недавно стал к нему приобщаться... и он (зритель) - просто в восторге! В комментах к фильмам осязаемо застыл вопрос: "Каким образом НАС ЭТОГО лишили в своё время"? Ежели бы в своё время на их экранах прошел наш «Белый Бим», то им вряд ли пришлось снимать своего «Хатико»))

В Америке фильмов неамериканского производства до ничтожного мало... Их, можно сказать, нет совсем... А если присутствуют, то главным образом на каких-нибудь "фестивальных" просмотрах... Не хотят, понимаш, пускать в свой монастырь чужой устав)) Там большие дяди давно за зрителя решают, что ему смотреть, а что нет... В этом плане в СССР было куда больше свободы и выбора) Амерский зритель до сих пор лишен выбора... и соответственно, сравнения... В СССР зритель выбора лишен не был и поэтому имел возможность смотреть фильмы разных стран. Иногда встречается такое объяснение, что в США не показывают иностранные фильмы, т.к. не занимаются дубляжем (или переводом), предпочитая в фильмах англоязычие... А с субтитрами зритель смотреть (массово) не пойдёт. Отмазка, конечно, тухлая, ибо английское кино в америке тоже не жалуют) Да и в чём, собственно труд? В СССР в этом никакого труда не видели! Отлично дублировали... Да и сейчас вполне справляются) Америкосы просто таким образом защищают свою киноиндустрию, свой внутренний рынок, не пуская в эту обитель конкурента... И ни перед кем по этому поводу не собираются отчитываться. Вот и весь секрет) И "качество" продукта тут никакого значение не имеет) 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic